Расстройство аутистического спектра (РАС) представляют собой ряд связанных расстройств развития человека, начинающих в детстве и сохраняющихся в течение всей взрослой жизни.
РАС может вызвать широкий спектр симптомов, сгруппированных в три широкие категории:
1. Проблемы и трудности с социальным взаимодействием, такие как отсутствие понимания и распознавания эмоций и чувств других людей.
2. Нарушение языковых и коммуникативных навыков, таких как задержка языкового развития и неспособность начать разговор или принять участие в них должным образом.
3. Необычные модели мышления и физического поведения. Это включает в себя повторяющиеся физические движения, такие как постукивание руками. Ребенок развивает определенные привычки поведения, которые могут расстроить его в случае нарушения этих привычек.
В настоящее время нет лекарства от болезни, но есть ряд методов лечения, улучшающих симптомы, перечисленные выше.
Типы РАС
Симптомы и признаки РАС могут варьироваться от ребенка к ребенку и от легкой до тяжелой степени.
В широком смысле, есть три основных типа расстройства:
1. Аутистическое расстройство, иногда известное как «классический аутизм».
2. Синдром Аспергера.
3. Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений (ПРР-БДУ), которое также называют «атипичным аутизмом».
Аутистическое расстройство
Дети с аутистическим расстройством обычно имеют серьезные проблемы с языком, социальным взаимодействием и поведением. Многие дети с аутистическими расстройствами также могут иметь трудности в обучении и интеллект ниже среднего.
Синдром Аспергера
Дети имеют более мягкие симптомы, влияющие на социальное взаимодействие и поведение. На языковое развитие обычно не влияет, хотя часто возникают проблемы в определенных областях, например, понимание юмора или фигуры речи.
Дети с синдромом Аспергера обычно имеют интеллект выше среднего. Некоторые дети имеют опыт в областях, требующих логического мышления, памяти и творчества, таких как математика, информатика и музыка. (Однако 1 из 200 детей являются исключительно квалифицированными, так называемыми «аутистами»).
Первазивное расстройство развития без дополнительных уточнений
ПРР-БДУ можно рассматривать как «диагноз исключения». Диагноз «ПРР-БДУ» ставиться детям, имеющие некоторые, но не все, признаки аутистического расстройства и/или синдрома Аспергера.
У большинства детей с ПРР-БДУ симптомы слабее, чем у детей с аутистическим расстройством, но у них нет хороших языковых навыков и интеллекта выше среднего, наблюдаемых при синдроме Аспергера.
Насколько распространены расстройства аутистического спектра?
РАС встречается не редко, по оценкам, у 1 из каждых 100 детей есть РАС.
РАС чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек. Мальчики в три-четыре раза чаще заболевают аутизмом, чем девочки.
Количество диагностированных случаев РАС увеличилось за последние два десятилетия, но это не обязательно означает, что состояние становится все более распространенным. Некоторые эксперты утверждают, что увеличение числа диагностированных случаев может быть связано с тем, что работники здравоохранения начали лучше диагностировать случаи расстройства.
В прошлом многие дети с расстройством аутистического спектра могли ошибочно помечаться как «трудные» или «стеснительные» дети, и им не давали необходимого лечения.
Причины расстройств аутистического спектра
Причины расстройств аутистического спектра можно описать двумя способами:
1. Первичное РАС (также известное как идиопатический РАС [возникающий самостоятельно]): при ней никаких основных заболеваний нет, что могло бы объяснить природу симптомов.
2. Вторичный аутизм: существует основное заболевание, которое считается ответственным или частично ответственным за симптомы аутизма.
90% случаев РАС являются первичными. Остальные 10% являются вторичными.
Генетические факторы
Большинство исследователей считают, что определенные гены, наследующие ребенок от своих родителей, могут сделать их более уязвимыми для развития РАС. Это объясняется двумя причинам.
Во-первых, известно, что случаи РАС протекают в семьях. Если у старшего ребенка развивается расстройство, есть вероятность 5-6%, что у любого нового ребенка, рожденного от тех же родителей, также будет данная болезнь.
Если у идентичного близнеца развивается РАС, есть вероятность 60%, что другой близнец также будет ей болеть.
В настоящее время никаких специфических генов, связанных с РАС, выявлено не было.
Психологические факторы
Большая часть исследований возможных психологических факторов, лежащих в основе болезни, основана на концепции, известной как «Модель психики человека» или «Теория разума».
Теория разума — это способность человека понимать психические состояния других людей, то есть осознавать, что у каждого человека, с которым вы встречаетесь, есть свой набор желаний, намерений, убеждений, эмоций, перспективы, симпатий и антипатий. Или, проще говоря, Модель психики человека — это способность видеть мир глазами другого человека.
Считается, что к четырем годам большинство детей без РАС полностью понимают модель психики человека. У дети с РАС развивает ограниченное понимание модели. Это может быть одной из основных причин их проблем с социальным взаимодействием.
Симптомы и признаки
Поскольку расстройство аутистического спектра может вызывать столь широкий спектр симптомов, существует множество различных способов группировки этих проявлений.
Для родителей полезно знать признаки и симптомы РАС, связанные с этапами развития ребенка.
Ранние признаки РАС: 6-18 месяцев
Хотя родителям может быть трудно обнаружить, у большинства детей с РАС появляются признаки в возрасте от 6 до 18 месяцев. Эти признаки объясняются ниже.
- Малыш не следит за вашим взглядом. Например, когда вы смотрите на свои часы, ребенок, не страдающий аутизмом, копирует и смотрит на ваши часы. Кроме того, ваш ребенок не смотрит на объекты, на которые ему указывают.
- У ребенка нет счастливого выражения, когда они смотрят на вас.
- Ребенок не «болтает», т.е. отвечает «взад-вперед», когда разговариваете с ним.
- Ребенок не распознает голос и не реагирует на него, но все же знает о других звуках, таких как звон колокола или лай собаки.
- Малыш не проявляет особого интереса к тому, чтобы привлечь ваше внимание к вещам, указав на них или потянув к ним руку.
- Ребенок редко или никогда не делает такие жесты, как указание на что либо пальцем или махание.
Признаки РАС у дошкольников
Признаки РАС обычно становятся более очевидными, когда ребенок становится старше.
Проблемы с языком станут более заметными. Вполне вероятно, что у ребенка начнутся проблемы с социальным взаимодействием. Они также покажут необычные образцы поведения.
Симптомы, которые часто развиваются в этом возрасте, объясняются ниже.
Развитие языка
У ребенка может наблюдаться задержка речи или он вообще не будет говорить. Большинство детей могут составить два словосочетания, такие как «мяч… хочу» или «я… пить» в возрасте до двух лет.
Задержка языкового развития обычно не затрагивает детей с синдромом Аспергера, но их речь может быть затронута другими способами. Например, он может звучать очень однообразно, ровно и/или необычно быстро.
Воспроизведение
Ребенок может не проявлять особого интереса к играм с игрушками в образной форме, но они играют в повторяющейся манере.
Например, вместо того, чтобы толкать игрушечную машинку по полу, ребенок может сконцентрироваться на вращении одного из колес только на машине. Или вместо того, чтобы использовать блоки лега для создания объекта, они выстраивают блоки в порядке размера или цвета.
Дети с РАС часто предпочитают играть с предметами домашнего обихода, такими как веревка, ручки или ключи, а не с игрушками. Они с удовольствием играют одни часами, не нуждаясь в наблюдении или внимании.
Социальное взаимодействие
Многие дети с РАС часто смотрят прямо сквозь кого-то. У них мало или нет осведомленности о других людях.
Ребенок может не интересоваться другими детьми того же возраста или участвовать в общих мероприятиях.
Некоторые дети с РАС могут попытаться установить дружеские отношения с детьми, но затем ведут себя неадекватно, например, внезапно целуя или избивая другого ребенка.
Поведение
У многих детей с РАС развивается повторяющаяся картина физического поведения. Эти паттерны известны как стереотипии.
Примеры стереотипий включают:
- щелкание пальцами;
- хлопанье руками;
- покачивание взад и вперед;
- постоянное и необъяснимое нюханье вещей;
- лизание предметов.
Многие дети с РАС развивают строгий ритуал, например, просмотр определенного мультфильма в определенное время на Ютубе или просмотр любимого ролика от начала до конца, включая все начальные титры. Если эти ритуалы нарушаются, у ребенка может возникнуть сильная истерика, или он может нанести себе вред, ударившись головой или укусив собственную кожу.
Дети с РАС часто, кажется, не знают о боли и травмах, которые побуждают других детей обращаться за помощью к своим родителям. Многие родители с РАС отмечают, что у их ребенка серьезный порез или синяк, но ребенок выглядит счастливым.
Дети с РАС могут внезапно расстроиться из-за определенных звуков, например, звука пылесоса или мотоцикла, или внезапного появления яркого света.
Дети с расстройством аутистического спектра часто испытывают сильную неприязнь к определенным продуктам. Обычно это основано на текстуре пищи, а не на вкусе. Например, они могут отказаться от употребления мягкой пищи, растворяющейся во рту, или твердой пищи, требующей энергичного жевания.
Симптомы РАС у детей школьного возраста
У некоторых детей с легкой и умеренной формой заболевания могут наблюдаться улучшение их симптомов по мере взросления. Иногда посещение школы дает им возможность выучить социальные и коммуникативные навыки, которые естественно исходят от детей, не страдающих аутизмом.
Дети с более тяжелым аутизмом могут находить школу все более стрессовой. Это может вызвать эпизоды разрушительного и сложного поведения.
Основные признаки, развивающиеся у детей старшего возраста и подростков, описаны ниже.
Языковые навыки
Хотя большинство детей с аутистическим расстройством улучшают свои языковые навыки, у них могут сохраняться определенные трудности с языком, такие как:
- называют себя «ты», «она» или «он», а не «я»;
- повторяют слова и фразы, только что услышанные или выученные из просмотренного фильма или телевизионной программы;
- говорят заранее заученными фразами, такими как «Я хочу это сейчас» или «Куда мы идем», вместо того, чтобы соединять отдельные слова в новые предложения;
- их речь имеет необычный ритм;
- неспособность начать разговор или присоединиться к нему, если речь не идет о конкретных темах, которые их интересуют, таких как динозавры или поезда.
Социальное взаимодействие
У детей старшего возраста с расстройствами аутистического спектра часто возникают дополнительные проблемы в школе, потому что они не понимают, как взаимодействовать в обществе.
Это отсутствие понимания происходит по-разному. Например, они не понимают, что обычно дети иначе относятся к своему учителю, чем к своим одноклассникам.
Ребенок может не интересоваться вопросами и занятиями, нравящаяся другим детям, такими как музыка, мода, спорт или прогулки на свежем воздухе.
Многие дети с РАС не знают, что они вторгаются в личное пространство других людей. Однако они могут сильно расстроиться, если почувствуют, что в их личное пространство вторгается.
Все эти факторы часто мешают ребенку подружиться с детьми того же возраста. Однако некоторым детям с РАС удается наладить отношения с детьми младшего возраста или взрослыми.
Поведение
Ребенок с РАС, вероятно, будет нуждаться в строгих процедурах по мере взросления. У многих детей с РАС развивается очень специфический интерес к определенному предмету или деятельности, обычно включающий сбор, нумерацию или внесение в список.
Это может варьироваться от обычной детской деятельности, такой как сбор футбольных наклеек (хотя дети с РАС часто преследуют интерес гораздо более интенсивно, чем другие дети), до занятий или предметов, обычно не связанных с детством, таких как интерес к расписанию поездов или чтение старых книг каких-нибудь компьютерных руководств.
Дети с синдромом Аспергера часто преуспевают в академических предметах, которые включают факты, цифры и логическое мышление. Но могут терпеть неудачу в предметах, требующих абстрактного мышления, таких как литература.
Лечение расстройств аутистического спектра
В настоящее время не существует лекарств от расстройств аутистического спектра. Тем не менее, существует целый ряд специальных образовательных и поведенческих программ (часто называемых вмешательствами), которые доказали свою эффективность в улучшении навыков детей с РАС.
Существует много разных видов вмешательств при РАС, поэтому зачастую трудно определить, какой из них лучше всего подойдет вашему ребенку.
Американская академия педиатрии недавно опубликовала «контрольный список вмешательств», в котором изложены, по ее мнению, наиболее важные принципы и компоненты для эффективных вмешательств. Они изложены ниже.
1. Вмешательство должно быть интенсивным. Ребенок должен принимать активное участие не менее 25 часов в неделю, 12 месяцев в году.
2. Вмешательство должно иметь низкое соотношение учителей и учеников (то есть небольшие классы). Это необходимо для того, чтобы у ребенка было много непосредственного взаимодействия с учителем и чтобы любая групповая работа выполнялась в небольших группах учащихся.
3. В вмешательстве должны участвовать члены семьи с особым акцентом на обучение родителей.
4. Вмешательство должно предоставить возможность для общения с другими детьми без РАС. Так ребенок достигает определенных целей развития.
5. Вмешательство должно быть высоко структурированным, то есть основанным на последовательности установленных процедур, которые, как мы надеемся, ребенок будет рад принять.
6. Вмешательство должно содержать возможности для ребенка применять любые новые приобретенные навыки в новых условиях и ситуациях. Например, посещение новых мест или встречи с людьми, которых ребенок не знает.
Любое вмешательство должно быть сосредоточено на важных аспектах развития ребенка. Это:
- коммуникативные навыки, такие как умение начать разговор;
- навыки социального взаимодействия, такие как способность понимать чувства других людей, а затем реагировать на них;
- когнитивные навыки, такие как поощрение творческой игры;
- академические навыки, «традиционные» навыки, которые нужны ребенку для развития образования, такие как чтение, письмо и математика.
Некоторые широко используемые вмешательства при РАС объясняются ниже.
Прикладной анализ поведения (ПАП)
Прикладной поведенческий анализ основан на двух целях:
- Разбейте навыки (такие как навыки общения и когнитивные навыки) на небольшие задачи, затем обучайте этим задачам с высокой степенью структурированности.
- Награда и укрепление положительного поведения, а также поощрение и перенаправление ненадлежащего поведения.
Программы ПАП обычно проходят дома. Они состоят из 40 часов интенсивной терапии в неделю в течение двух-трех лет.
Программа ПАП обычно осуществляется:
- консультантом программы, который разрабатывает и контролирует программу;
- программной командой, которая обычно состоит как минимум из трех терапевтов, чередующихся при занятиях с вашим ребенком.
Команда программы будет работать с ребенком один на один в течение двух-трех часов. Команда постарается научить ребенка, разбивая навыки на более мелкие задачи. Эти задачи затем преподаются в повторяющейся и структурированной форме, с особым акцентом на похвалу ребенка и укрепление позитивного поведения.
Программа ПАП обычно начинается с простых задач, таких как побуждение ребенка хлопать в ладоши. Когда ребенок отвечает, член команды усиливает этот ответ, давая ему словесную похвалу или любимую игрушку.
Со временем эти небольшие задачи будут превращаться в более сложные навыки, которые помогут в развитии ребенка.
TEACCH (Тич)
TEACCH — это тип образовательного вмешательства, в котором большое внимание уделяется структурированному обучению с использованием визуальных подсказок. Исследования показали, что дети с расстройством аутистического спектра часто лучше реагируют на информацию, представленную визуально.
TEACCH часто проводится в специальных дневных центрах, но вы также можете пройти обучение, чтобы потом заниматься с ребенком в домашних условиях.
Логопедическая и речевая терапия
Речевая и языковая терапия — это тип обучения навыкам, предназначенный для улучшения языковых навыков ребенка, улучшающие его способность общаться с другими людьми в социальном плане.
Терапевт использует ряд методов, например, показывая наглядные пособия, истории и игрушки, для улучшения навыков общения, таких как:
- умение слушать;
- быть внимательным;
- понимать социальный и/или эмоциональный контекст конкретных слов и предложений;
- способность понимать нелитеральный язык, например, метафоры и фигуры речи.
Примечание: многие из упомянутых выше вмешательств занимают много времени, труда и могут стоить немалых денег.
Медикаментозное лечение
Не существует доступных лекарств для лечения основных симптомов расстройств аутистического спектра, но есть препараты, способные лечить некоторые из связанных симптомов, таких как:
- повторяющиеся мысли и поведение;
- агрессивное поведение (истерики или причинение себе вреда).
Наиболее широко используемым препаратом является антидепрессанты класса ингибиторов обратного захвата серотонина (СИОЗС), воздействующие путем изменения уровня химического вещества, называемого серотонином, в мозге. Известно, что серотонин влияет на поведение и настроение.
Примеры лекарственных препаратов включают:
- Флуоксетин;
- Пароксетин.
У некоторых детей с РАС, принимающих СИОЗС, внезапно может резко повыситься уровень серотонина. Это может вызвать группу побочных эффектов, известных как серотониновый синдром (серотониновая интоксикация).
Симптомы серотонинового синдрома легкой и средней степени тяжести включают:
- спутанность сознания;
- возбуждение;
- подергивание мышц;
- потливость;
- дрожание;
- понос.
Если у ребенка проявились какие-либо из перечисленных выше симптомов, прекратите прием лекарств и немедленно обратитесь за советом к своему врачу общей практики.
Симптомы тяжелого серотонинового синдрома включают:
- высокую температуру (лихорадка) 39,4ºC или выше (103ºF),
- судороги (припадки);
- нерегулярное сердцебиение;
- потерю сознания.
Если у ребенка наблюдается какой-либо из этих серьезных признаков, позвоните в скорую помощь.
Прогноз
Прогноз детей с РАС обычно зависит от того, насколько серьезны их симптомы и, особенно, от уровня интеллекта.
Дети с легкими или умеренными симптомами, со средним или выше среднего интеллектом, часто вырастают в самостоятельных взрослых с работой, долгосрочными отношениями и детьми.
Дети с более тяжелыми симптомами, у которых интеллект ниже среднего, вряд ли смогут жить как независимые взрослые. Они могут нуждаться в дополнительном уходе и помощи всю оставшуюся жизнь. Однако, нет никаких причин, почему они не могут наслаждаться хорошим качеством жизни.
Источник: TVOJAJBOLIT.RU